Памятные места Малой Родины

ВОЛКОВЫССКИЙ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ П.И.БАГРАТИОНА

 

 

Музей существует с 1935 года и обладает интересным собранием экспонатов.

Кроме того, в музее имеется выставочный зал в котором проходят выставки и презентации, анонсы которых Вы можете прочесть на официальном сайте. Сотрудники музея обращаются к художественным коллективам и отдельным творческим людям с предложением об организации выставок в залах музея.

В фондах музея насчитывается более 50 тысяч экспонатов, рассказывающих об истории Волковыска с древнейших времен на фоне важных событий, главным образом военно-исторического характера.

Важным направлением в деятельности музея является массовая научно-просветительная работа. Ежегодно музей посещают более 16 тысяч человек, для посетителей организуется около 300 экскурсий в год. Особенно популярны тематические экскурсии на военно-исторические темы:

  • «Исторические события к. XVIII – н. XIX вв.»;
  • «Волковысское сражение. 1812 год»;
  • «Нумизматические памятники войны 1812 года»;
  • «Из истории оружия и армии»;
  • «Война 1812 г. в картинах и гравюрах»;
  • «Город Волковыск в годы Великой Отечественной войны».

СКВЕР ПАМЯТИ

 

Первоначально на этом месте находилась небольшая братская могила советских воинов, погибших при освобождении города от немецко-фашист­ских захватчиков в середине июля 1944-го. Позднее она неоднократно укрупнялась. Последний раз это произошло 6 ноября 1996 года, когда в братскую могилу были перезахоронены останки 10 советских воинов, павших в годы войны.

К 20-летию Победы в 1965-м на могиле был установлен памятник — скульп­тура воина и 2 стелы с мемориальными плитами. Спустя еще 20 лет это место было реконструировано. Появились новые формы увековечения, дошедшие до наших дней, а территория получила статус мемориального комплекса и свое современное название — Сквер Памяти. Открытие мемориала состоялось в 40-ую годовщину Великой Победы. В тот же день в память о погибших перед «Воином с венком» был зажжен Вечный огонь.

Через год в 1986 году в новый мемориальный комплекс были перенесены останки защитников Отечества, ранее похороненных на привокзальной площади Волковыска. Трое из них покоятся в индивидуальных могилах, еще двое — в братской. В следующем 1987-м на захоронениях Героев Советского Союза Виктора Григорьевича Жолудева и Виктора Васильевича Евдокимова, а также полковника Сергея Афанасьевича Медведева были установлены бюсты. Так мемориальный комплекс приобрел свои современные очертания. В 2005 году к 1000-­летию города здесь был проведен капитальный ремонт, и Сквер Памяти получил свой сегодняшний облик. Помимо статуса мемориального комплекса, сегодня он является также историко-культурной ценностью регионального значения.

Итак, с улицы Жолудева, по которой мы пришли к скверу, свернем направо и подойдем к мемориалу поближе. Его центральным местом, как вы уже поняли, является скульптура воина с венком, который, склонив непокрытую голову, как будто личным примером призывает приходящих сюда вспомнить обо всех тех, кто отдал свои жизни ради свободы и независимости Отечества. Он символизирует нашу общую память о страшных событиях 1941-1945 годов.

Горящий перед скорбящим воином Вечный огонь — это тоже символ, имеющий глубокий и многогранный смысл.

Простой обыватель часто считает, что традиция зажжения и поддержания Вечного огня это якобы «изобретение» советской эпохи, которое распространилось на всей территории СССР после окончания Великой Отечественной войны. На самом деле это не так.

Традиция поддержания огня у различных мемориалов и памятников, а также в некоторых храмах, возникла в Древнем Риме. Еще раньше, для древних людей, огонь часто являлся объектом религиозного поклонения. Информацию о его символическом значении можно найти в древних мифах. Достаточно вспомнить легенду о Прометее. А в некоторых религиях пламя вообще считалось проявлением (или одной из ипостасей) самого Бога.

В общем, с давних пор огонь считался символом очищения, жизни, а также семьи и родного очага, а его свет — той путеводной звездой, тем светочем, который освещал человеческий путь в прямом и переносном смыслах этого слова. И это один глубинный смысл Вечного огня. Есть и другой. Символизируя жизнь, он постоянно напоминает нам, живым, о том, что каждый погибший человек отдал (свою жизнь), что каждого из них ожидает (жизнь вечная) и что каждый из них спас (саму жизнь на земле). Тем самым Вечный огонь является также важным символом нашей памяти.

Кстати, впервые в ХХ веке пламя памяти было зажжено еще в 1921 году в Париже у Триумальной арки на Могиле Неизвестного Солдата, где захоронены останки французских военных, погибших на полях Первой мировой войны. С тех пор, а особенно после окончания Второй мировой, традиция зажжения огня была перенята многими странами Европы. Горит Вечный огонь также у монументов в США, Канаде и ряде других стран. Со второй половины 1950-х эта традиция пришла в Советский Союз. Напомню, что с 1985 года свое пламя памяти появилось и в Сквере Памяти Волковыска.

Справа от центральной скульптуры мемориала и Вечного огня мы видим три невысокие стелы. На двух первых от центра размещены доски с фамилиями известных захороненных в братской могиле, на третьей написана знаменитая фраза «Никто не забыт, ничто не забыто». Эти строки, которые мы регулярно слышим с детства, принадлежат перу известной советской поэтессы Ольги Берггольц, пережившей блокаду Ленинграда, которую жители города трех революций прозвали в годы суровых испытаний не иначе, как «блокадной музой».

Этими несколькими простыми словами заканчивается эпитафия, которую после войны Ольга Федоровна написала для мемориальной стелы на Пискаревском мемориальном кладбище Ленинграда (сегодня Санкт-Петербурга). Кстати, там покоятся останки не менее 470 000 ленинградцев, умерших от голода и холода, погибших от артиллерийских обстрелов и авиационных налетов, а также павших в боях при защите города на Ленинградском фронте.

Очень скоро фраза «Никто не забыт, ничто не забыто!» стала в советской стране крылатой. Она начала часто употребляться как оборот речи, а затем стала регулярно появляться и в виде надписи в различных памятных местах всех уголков СССР.

Украшает строка Ольги Берггольц и одну из стел на братской могиле Сквера Памяти (учетный номер 2548) Волковыска. Здесь захоронены останки 53 человек. Из них 4 — участники сопротивления, в том числе имена и фамилии двоих известны. Остальные 49 — это солдаты, сержанты и офицеры Красной Армии, большинство из которых погибли при освобождении города в середине июля 1944-го. В отличие от многих других братских могил района все военнослужащие захоронения 2548 известны. Среди них 3 молодые девушки: 21-летняя санитар 434-го стрелкового полка 169-й стрелковой Рогачевской дивизии ефрейтор Анна Антонюк, 22-летняя лейтенант медицинской службы Лидия Бондаренко, менее чем за полгода до смерти награжденная медалью «За отвагу», и 20-летняя шофер 120-й стрелковой Рогачевской Краснознаменной дивизии Анна Вашкурова. Многие из похороненных в братской могиле солдат и офицеров были награждены высокими правительственными наградами — орденами и медалями. Однако рассказать обо всех в рамках нашего путешествия просто невозможно. Поэтому, отдав дань памяти и уважения павшим, мы с вами двинемся дальше.

Слева от скульптуры воина с венком находится еще одна стела с текстом приказа Верховного Главнокомандующего, который дает нам представление о том, как войска 2-го Белорусского фронта освобождали город. А далее находятся еще 3 могилы Сквера Памяти, у которых сделаем очередную остановку.

 

СКВЕР ВОИНОВ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТОВ

 

Сквер воинов-интернацианалистов находится на улице Жолудева.  

В этом красивом месте в центре города  проводятся митинги . Память о погибших земляках сопровождается колокольным звоном. На постаменте колокола выбита надпись «Глубокая признательность нашим соотечественникам за пример мужества и героизма». 

 

ГОРОДИЩЕ "ШВЕДСКАЯ ГОРА"

 

На карте Гродненской области есть немало мест, где можно встретиться с прошлым. Одно из таких мест находится в нашем городе. Название «Шведская гора» известно не только местным жителям. Многочисленные любители древностей со всей Беларуси, а также из ближнего и дальнего зарубежья приезжают в Волковыск, чтобы посмотреть на колыбель одного из самых древних городов Беларуси.

В различных источниках можно прочесть легенду о том, что «Шведскую гору» во время русско-шведской войны насыпали шведские воины над могилой своего полководца. Но каждый житель Волковыска знает, что это не более чем легенда. Потому что на самом деле эта возвышенность, также как и две другие, расположенные рядом, не имеют к шведам никакого отношения, а являются природными. И именно этому обстоятельству волковычане обязаны тем, что больше тысячи лет назад здесь возник город, в котором сегодня мы живем.

«Шведская гора» - самая высокая точка среди окружающих город холмов мореной гряды, ее высота от подошвы до вершины вала колеблется в пределах от 28 до 32,5 метра. Ученые предполагают, что выбрав для поселения естественные возвышенности, первые жители сначала не строили никаких укреплений, но нападения ятвяжских племен заставили их принимать меры защиты. Поэтому на склонах холма по всему периметру верхней площадки были сооружены сначала бревенчатые стены, а затем мощный земляной вал. Так возникла крепость, которая вскоре превратилась в детинец, где жили князь и его дружина. Небольшая площадь территории внутри вала (55х50 м) и мощь укреплений дают основание предполагать, что поселение имело характер феодального замка.

С запада вплотную к «Шведской горе» примыкает второй холм, известный как «Замчище». Он имеет форму трапеции и гораздо больше по размеру: короткая сторона составляет 81 м, длинная - 123 м, а длина основания по периметру - 510 м.

В ХII веке здесь размещался окольный город: укрепленный торгово-ремесленный посад, где жили мастеровые и торговцы. Он также был обнесен земляным валом, высота которого с внешней стороны достигала 5 метров, и рвом шириной до 7 метров. Название «Замчище» дает некоторым ученым предполагать, что в более позднее время здесь находился деревянный замок, который не сохранился. Однако никаких следов замка найдено не было, зато в 1856 году здесь был обнаружен фундамент каменного храма, относящегося к первой половине или середине ХII века. Судя по фундаменту, храм должен был представлять собой 6-столбовую 3-нефовую церковь, похожую на Нижнюю церковь в Гродно. Рядом были найдены сложенная в штабели плинфа, яма с известью, множество отшлифованных камней, положенных в ряд. Все было подготовлено для строительства, но оно так и не началось по неизвестной сейчас причине.

Третья возвышенность, «Муравельник», располагалась в болотистой местности и предположительно служила для горожан запасным убежищем, где они укрывались в случае опасности. Интересен рельеф объекта, по которому и сегодня можно судить о том, как выглядело поселение тысячу лет назад. Овальную площадку 120 на 60 с лишним метров окружает вал высотой до 3 метров, в юго-западной части которого есть разрыв - следы древнего въезда. В центре площадки ближе к южному краю - большая впадина, 35 на 20 метров, 6 метров глубиной. Предполагается, что в этом месте находился колодец, чтобы во время осады жители города, укрывшиеся в укреплении, не имели проблем с водой.

На территории возле холмов располагались неукрепленные посады и кладбища. Об этом говорят находки археологов: в 1949 году в районе переулка Кутузова было обнаружено полуземляночное жилище и архаичная керамика X-XI века. Кружальная керамика и несколько железных предметов, относящихся к тому же периоду, были найдены у моста на улице К. Маркса. А на участке между улицей Кутузова и левым берегом Волковыи при земляных работах неоднократно находили древние погребения.

В XIV веке укрепления потеряли свое значение, поэтому горожане их покинули и постепенно переселились на берега Волковыи, где город находится сейчас.

Если смотреть на «Шведскую гору» издали, кажется, что она имеет форму усеченного конуса с плоской вершиной. Но на самом деле она похожа на чашу: древние сравняли возвышение в центральной части, а вокруг возвели земляной вал, внутри которого соорудили жилые постройки.

На «Шведской горе» и на «Замчище» были найдены постройки двух типов: полуземлянки и наземные срубные дома. Самая большая из найденных на Замчище полуземлянок имела размеры 5,6 м х 3,2 м, остальные - еще меньше.

В раскопе площадью 288 м2 было обнаружено 7 жилых сооружений, что говорит о густой заселенности городища уже с самого начала.

Кроме полуземлянок были найдены остатки нескольких наземных срубов, которые представляли собой остатки бревен, идущих под прямым углом друг к другу. Внутри срубов находились груды обожженных камней, которые когда-то были печками-каменками, и следы глинобитного пола. Бревна срубов, вероятно, также обмазывались глиной, об этом говорят найденные куски обмазки характерной формы, указывающей на то, что эта глина заполняла углубления между бревнами.

Во время раскопок были выявлены зольно-угольные прослойки и следы сгоревших деревянных частей жилищ, свидетельствующие о том, что город подвергался опустошительным пожарам в XII веке и во второй половине XIII века.

При раскопках на холмах археологами была собрана богатая коллекция артефактов, которые многое рассказали историкам о жизни древнего города. Специалисты утверждают, что по уникальности материала волковысское поселение занимает одно из первых мест на всей восточнославянской территории.

На «Шведской горе» была сделана уникальная находка - кости павлина, которые были отнесены к ХII веку - это первая настолько древняя находка костей этой птицы на территории бывшего СССР. Можно предположить, что экзотическую птицу содержала в качестве домашней диковинки богатая семья, возможно княжеская.

Судя по сделанным археологами находкам, в древнем Волковыске жили зажиточные и образованные люди. При раскопках были найдены вещи, которые свидетельствуют о высоком статусе жителей детинца. Тут был найден наиболее полный в Беларуси комплект вооружения конного рыцаря, высокохудожественные костяные шахматные фигурки, ладья и пешка в виде барабанщика, фрагменты дорогостоящих мечей, богато орнаментированные и позолоченные шпоры, специальные боевые топоры-чеканы, которые могли принадлежать только феодальной знати. Интересно, что значительная часть предметов вооружения и военного быта древнего Волковыска изготовлена местными мастерами, что подтверждается находками заготовок и незавершенных изделий.

На «Замчище» были найдены: глиняные пряслица, обломки амфоры, свинцовые печати. Все они датируются XI-XII веками и свидетельствуют о распространении письменности среди жителей древнего Волковыска.

И на «Шведской горе», и на «Замчище» было найдено множество фрагментов плоского оконного стекла, по составу аналогичного распространенному в западноевропейских странах XI века. Эти находки говорят о том, что в Волковыске того времени такую роскошь, как оконные стекла, могла позволить себе не только знать.

Три холма на окраине современного Волковыска многое поведали архео­логам и историкам о жизни наших предков, впрочем, оставив еще много вопросов без ответов. Сегодня этот уникальный уголок на Гродненской земле по-прежнему интересен исследователям и туристам.

 

ПАМЯТНИК НА БРАТСКОЙ МОГИЛЕ ЖЕРТВ ГИТЛЕРОВСКОЙ ОККУПАЦИИ

 

Захоронение представляет собой участок 15х20 метров, огражденный металлическим забором. В центре — стела из бетона на постаменте, облицованном мрамором, высотой 11 метров. Ее венчает пятиконечная звезда. На постаменте установлены гранитные плиты с именами и фамилиями известных захороненных.

Памятник появился на этом месте в 1950 году, последняя реконструкция проведена в 2011-м. Данная форма увековечения имеет статус историко-культурной ценности «3» категории (т. е. регионального значения).

Внешне ни территория захоронения, ни стела вроде бы ничем не примечательны, но на самом деле это не так. Это особое место, к которому можно многократно применить прилагательное «самое».

Начнем с того, что это самое крупное захоронение на территории нашего района. В нем покоятся останки не менее 4 488 человек. Для сравнения: сегодня это без малого все население городского поселка Россь. А сама могила занимает, по меньшей мере, всю территорию, расположенную в пределах ограждения.

Кроме того, это самое многонациональное захоронение на Волковысской земле. Здесь погребены белорусы и русские, поляки и евреи, украинцы, представители народов Средней Азии и Закавказья. В общем, жители всех уголков большого многонационального государства, которым был Советский Союз. Такая вот самая братская из братских могил Волковыщины.

Здесь лежит прах людей самых разных возрастов — от детей до престарелых, религиозных убеждений — православных и католиков, иудеев и мусульман, наконец, различных социальных групп — рабочих и крестьян, представителей интеллигенции, военных и т. д. И этот перечень «самых» можно еще продолжать…

Захоронение в том виде, в котором предстает перед нами сегодня, появилось не сразу. Первоначально это была братская могила меньших масштабов и стала «укрупняться» уже после Победного мая 1945 года. И дело здесь вот в чем.

Великая Отечественная война оставила после себя не только бесчисленное количество разрушенных зданий и сооружений, объектов инфраструктуры, но и бессчетное количество захоронений погибших солдат и офицеров, участников сопротивления и мирных жителей, уничтоженных оккупантами в годы войны. Причем счет братским могилам в каждом из освобожденных районов (в том числе и нашем) шел на десятки, а индивидуальным — зачастую на сотни.

После окончания войны такие захоронения стали местом увековечения памяти погибших защитников Отечества и жертв вой­ны. Встала необходимость не только взять их на учет, но и должным образом благо­устроить. Но число могил, которые надлежало привести в порядок, во многих регионах было таково, что учет и поддержание их в подобающем состоянии не представлялся возможным. На это в условиях послевоенной разрухи не хватало ресурсов: ни людских, ни материальных. Кроме того, ряд могил находились в неудобных местах — у дорог, на опушках лесов, в полях и лугах, вдалеке от населенных пунктов и т. д. Поэтому в конце 1940—начале 1950-х годов во многих районах страны принимаются решения о переносе могил из неудобно расположенных мест в единые братские могилы.

Что касается захоронения, то сюда были перезахоронены останки солдат и офицеров из разных частей города и его окрестностей, а также из двух десятков близлежащих (и не очень) сельских населенных пунктов и других мест. Аналогичная ситуация, кстати, характерна и для ряда иных крупных братских могил нашего района: будь то в городском поселке Россь, агрогородках Подороск или Шиловичи, либо в деревне Изабелин.

Так в одной могиле под учетным номером 2550 оказался прах узников лагерей советских военнопленных и волковысского гетто, о судьбах которых будет рассказано позже, а также солдат-защитников 1941 года и воинов-освободителей 1944-го.

Из четырех с половиной тысяч похороненных на этом месте, в настоящее время известны имена 563 человек, преимущественно жертв Шталага-316, а также бойцов и командиров Красной Армии, погибших и умерших от ран при освобождении Волковыщины и других регионов БССР.

Просматривая паспорт воинского захоронения или глядя на мемориальные плиты памятника, мы видим лишь краткую информацию о погребенных здесь людях: их имена и фамилии, воинские звания. В паспорте можем узнать также место и год рождения, место призыва и службы, дату смерти. И это в лучшем случае, если запись о человеке полная. Но ведь за записью стоит не просто минимальная информация о погибшем, а судьба человека, о которой простому обывателю обычно ничего не известно. Однако история состоит не просто из фактов и событий, она складывается именно из историй отдельных людей, можно сказать, что она пишется человеческими судьбами и обезличенной быть не может.

Сегодня, благодаря появлению электронных баз данных и различных поисковых систем, в которых в свободном доступе размещены документы той эпохи,  можно не только устанавливать имена погибших и места их захоронения, но и получать бесценную информацию о жизни и подвигах этих людей. 

 

ПАМЯТНИК ЛЁТЧИКАМ, ОСВОБОЖДАВШИМ ВОЛКОВЫСК -

САМОЛЕТ  УТИ МиГ-15

 

Памятник представляет собой самолет УТИ-МиГ-15. Находится он на выезде из города Волковыска в сторону Минска. Памятник посвящен летчикам 43-го штурмового гвардейского авиаполка, 979 истребительного авиаполка и 183 штурмового авиаполка, которые освобождали город в июле 1944 года от фашистских захватчиков. Правда, сам самолет принадлежит непосредственно уже к эпохе реактивной авиации и к боевым действиям великой отечественной отношения никакого не имел.
 

ПАМЯТНЫЙ ЗНАК ЖЕРТВАМ ШТАЛАГА-316

 

5 октября 2015 г. в Волковыске по ул. Красноармейская, около ОАО «ВолМет» состоялось открытие
памятного знака.Памятный знак установлен в память о жертвах пересыльного лагеря советских военнопленных № 231 (дулага), лагеря пленных солдат и сержантов Красной Армии № 316 (шталага) и
еврейского гетто в годы Второй мировой войны.

С началом немецкой оккупации Волковыска 29 июня 1941 года в городе был создан лагерь для советских военнопленных «дулаг» - филиал пересыльного лагеря под номером 231. Пересыльные пункты обычно
располагались вблизи железнодорожных узлов. В них пленные скапливались, сортировались и отправлялись в другие места.

Количество военнопленных в пересыльном лагере постоянно менялось и зависело от числа попавших в плен красноармейцев и отправленных команд в другие лагеря. Просуществовал пересыльной лагерь буквально пару месяцев, до того времени, когда фронт передвинулся дальше на восток.

Второй лагерь советских военнопленных - «шталаг» № 316 в Волковыске. Военнопленные шталага 316 разместились в бывших конюшнях польского полка. Зима с 1941-1942 годов оказалась гибельной для
всех советских военнопленных. Весной 1942 года из 3,8 миллиона пленных в живых осталось не более 1,2 миллиона человек. Не был исключением и Волковысский лагерь, но точная цифра умерших в нем неизвестна. Известно, что в начале февраля 1942 года здесь пребывало 5414 советских военнопленных, а два месяца позднее их осталось только 2087 человек. К 1 июля 1942 года в шталаге осталось 849 пленных, что стало поводом для его ликвидации. Оставшихся пленных перевезли в шталаг города Белостока.

К сожалению, списков военнопленных шталага №316, в том числе филиала в Волковыске, а также списков военнопленных, погибших на территории Волковыска, в документах не выявлено. Но стало доподлинно известно, что 316-й шталаг находился в Волковыске не с 1941 по 1943 год, а с января по июль 1942 года, - говорит Анатолий Семенович. Располагался он по улице Жолудева, на территории бывшей воинской части.
А инфекционное отделение шталага было по улице Школьной. Но остается вопрос по количеству погибших.

 

ТАНК-ПАМЯТНИК "ИОСИФ СТАЛИН"

 

Памятник представляет собой танк на постаменте и символизирует подвиг защитников Отечества. 

На постаменте на ул. Победы водружен 40-тонный танк ИС-3, известный также как "Иосиф Сталин" (боевая машина была запущена в серийное производство в последние дни Великой Отечественой войны и не успела принять в ней участие).

!!! Волковыск был освобожден 14 июля 1944 года войсками 3-й армии 2-го Белорусского фронта в ходе стратегической наступательной операции "Багратион". В этой операции, ставшей образцом военного искусства, решающую роль сыграли высокоманевренные действия двух танковых армий, 12 танковых и механизированных корпусов!!!

 

МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС "ШАУЛИЧИ"

  

Эта трагедия произошла, как в народе говорят, на Яна 76 лет назад, но началась накануне 6 июля. В тот день на дороге Волковыск — Пески, где-то недалеко от поворота на Шауличи, был обстрелян немецкий автомобиль. В результате — погибли ехавшие в нем немецкий доктор Мазур и его водитель. В ответ на это до конца дня немецкими властями было принято решение о проведении «акции возмездия» (читай акции устрашения). Ее объектом была выбрана самая большая из близлежащих деревень — наши Шауличи.

Еще до рассвета населенный пункт окружили три цепи карателей. Задача у них стояла одна — никто из местных жителей не должен уйти. И эта задача была выполнена.

На рассвете гитлеровцы вошли в деревню, начали выгонять людей из хат, затем собрали в центре на перекрестке двух дорог и погнали в сторону каменной двухэтажной школы, построенной в 1940 году. Перед школой сидел немецкий офицер, в руках у него были списки местных жителей. Людей сверили, часть жителей заперли в здании школы, часть — в большом гумне в центре деревни, а часть мужчин погнали в два конца Шауличей копать большие ямы. Мужики понимали, что живыми не выпустят никого, а ямы станут для них местом упокоения.

Тем временем со всех окружных деревень были собраны колонны подвод, управляемых местными жителями для перевозки конфискованного у населения Шауличей имущества. Многие из них, проезжая по опустевшей деревне со стороны Бискупцов и Войтковичей к месту сбора, слышали лай ошалевших собак и рев домашней скотины, крики и плач запертых в гумне людей, видели, как копается большая могила, слушали, поравнявшись со школой, как местные женщину затянули по себе, еще живым, заупокойную песню…

Когда солнце поднялось над лесом, а ямы были выкопаны, напротив них установили пулеметы, построились расстрельные команды. Людей стали выводить и методично расстреливать. Через полчаса 366 жителей Шауличей и окрестных хуторов, в том числе 120 детей, лежали в двух братских могилах. В одной (номер 5983) мужское население деревни, в другой (номер 5984) — женщины и дети.

Поверх расстрелянных, среди которых было немало раненых, и, возможно, просто упавших в могилу, была раскидана одежда и овчины. Далее фашисты пригнали сюда часть собранных с окрестных деревень мужчин и заставили их закапывать могилы. Невозможно даже представить, что эти люди испытывали в это время, ведь закапывали они, пусть и под дулом автомата, в землю не только убитых, но еще и живых людей. По свидетельствам старожилов, земля на могилах шевелилась еще три дня. Правда, выжить все равно никому не удалось, ведь выставленный немецкий конвой людей к могилам просто не подпускал.

После окончания этого поистине зверского акта, деревню стали попросту грабить. Из хат выносилось все, что можно, начиная от одежды до нехитрой домашней утвари. На подводы грузился (или привязывался) скот, в мешки собиралось зерно, картофель и другие продукты. Ничто не должно было пропасть, все было необходимо использовать на нужды оккупационных властей.

Когда подводы со скарбом шауличских горемык покинули деревню, в ней «поселился красный петух». К вечеру от домов, хозпостроек и садов в Шауличах остались только остовы печей и дымящиеся руины. Не осталось, к слову, и Поклонного креста, который местные жители установили на развилке дорог незадолго до трагедии. Люди, словно чувствуя приближение беды, изготовили его и установили за один день, а мастерицы за одну ночь соткали рушник, чтобы этот крест украсить. К сожалению, это, как, наверное, и их молитвы за здравие родных и близких, 7 июля 1943 года не помогло.

На следующий день, по воспоминаниям современников событий тех дней, пошел сильный дождь, который длился до вечера. Наверное, так сама матушка природа оплакивала безвинных людей, в том числе, гаворачы па-беларуску, немаўлят, погибших здесь, даже не осознавая того, что же и почему тут произошло. Как и более сотни детей, которые никогда не стали взрослыми, не смогли, заведя семью, продолжить свой род, посадить дерево, построить свой дом и досмотреть престарелых родителей.

Сегодня о большой и шумной, богатой во всех смыслах деревне Шауличи, нам напоминают лишь обелиски, две братские могилы, символические срубы на месте сожженных домов. Да еще колокол, разносящий свой набат на округу, которым туристические группы, посещающие мемориал, отдают свою дань памяти обо всех, кто навечно остался лежать в никогда более не возрожденных Шауличах.

Маршрут "От памятника к памятнику"