Оздоровительная прогулка

День, проведённый ребёнком без прогулки,

потерян для его здоровья.

С.Н. Сперанский

   Роль прогулки для здоровья настолько велика, что её по праву называют оздоровительной. Что вкладывают в это понятие? Прежде всего, это мощная закаливающая процедура: ребёнок дышит свежим воздухом, в котором много ионов, благотворно влияющих на самочувствие.

   Свет и солнечные лучи способствуют образованию в организме витамина «Д», необходимого для укрепления костного аппарата. Прогулка - важнейший компонент двигательного режима, обеспечивающий удовлетворение биологической потребности в движении. Движения и физические нагрузки на воздухе, так необходимые для роста и развития ребёнка, вносят в копилку детского здоровья особую лепту. Нигде больше ребёнок не чувствует себя так свободно и раскованно, как на прогулке: можно покричать, подурачиться, выплеснуть отрицательную энергию, поиграть в любимые подвижные игры. Значит, можно утверждать, что прогулка ничем не заменимое комплексное оздоровительное и оздоравливающее средство.

   Для эффективного воздействия на здоровье детей каждая прогулка должна тщательно готовиться. Перечислим несколько обязательных правил, которые необходимо соблюдать:

- одевать детей на прогулку так, чтобы они не перегрелись и не вспотели; детей младшего дошкольного возраста, помимо помощников воспитателя, одевают и другие сотрудники;

- обращать внимание на одежду, которая должна отвечать погодным условиям, быть лёгкой, удобной; постепенно облегчать её в переходный зимне-весенний период, причём следует начинать с головного убора, варежек, замены зимнего пальто;

- следить, чтобы дети не мёрзли и не перегревались. Воспитателю необходимо знать внешние признаки, сигнализирующие о тепловом дискомфорте, и принимать незамедлительные меры. Замёрзшим детям следует предложить интенсивно подвигаться: попрыгать, пробежаться; сделать круговые движения руками, ногами. Вспотевший ребёнок (о чём свидетельствуют испарина на носу и на лбу, влажная шея) отправляется в помещение, где его переодевают его в сухое бельё, предлагают немного отдохнуть, а затем снова отправляется на улицу. Эта процедура обязательна,особенно для детей часто болеющих, так как перегрев для них – одна из главных причин рецидивов болезни;

- обеспечить оптимальную двигательную активность детей на прогулке, чередование физических нагрузок;

- для предупреждения переутомления предусмотреть разнообразие движений, форм и видов детской деятельности, игрушек, пособий; самые интенсивные физические нагрузки выносятся: летом на начало прогулки, пока нет жары, зимой – на конец, перед уходом в помещение.

    При проведении прогулки должна обеспечиваться достаточно высокая моторная плотность (80-85%).

   Игры и упражнения на воздухе организуются по типу физкультурных занятий и призваны решать целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Проводятся они со всей группой одновременно. Подбираются упражнения, обеспечивающие нагрузку на все группы мышц, разной интенсивности с постепенным повышением нагрузки и снижением её в конце.

На прогулке проводятся:

1. Подвижные игры разной подвижности и с разными движениями.

2. Игры с элементами спортивного ориентирования.

3. Прогулки-походы в природу.

    Таким образом, качество прогулки – это содержательная разнообразная деятельность детей, достаточная двигательная активность, оптимальная физическая нагрузка, которая достигается соотношением организованной и самостоятельной форм физического воспитания, чередования видов и интенсивности деятельности, положительное эмоционально - психологическое состояние (активное уравновешенное поведение), тёпловой комфорт.